#wifmorning: «Стиль модерн в московской архитектуре»


Доброе воскресное утро, дорогие!

Не так давно мы с вами прогуливались по подмосковному Клину. И среди достопримечательностей этого милого города обнаружили дома в стиле модерн. Сегодня остановимся поподробнее на модерне и поищем его в Москве!

Стиль модерн в московской архитектуре

На рубеже XIX—XX веков (до начала Первой мировой войны) в искусстве появилось художественное направление – модерн. Основной идеей стал поиск гармонии искусства и жизни в промышленную эпоху. Новый стиль в частной жилой архитектуре («стиль индивидуальностей») завоевал популярность во всех странах Европы. Причем в разных странах он назывался по-своему: «югендштиль» в Германии, «сецессион» в Австрии, «ар нуво» во Франции и Бельгии, «модерн стайл» в Великобритании, «либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании. В России – «модерн».

Зодчие эпохи модерна руководствовались принципом построения «изнутри наружу»: композицию зданий и внешний вид фасадов диктовало художественное оформление интерьеров. Внутреннее убранство домов в этот период обрело особое значение. Архитекторы лично проектировали не только пространство интерьеров, но и предметы мебели и декора: стулья, столы, торшеры и многое другое. А также приглашали лучших художников своего времени, которые создавали в комнатах панно, майолики, витражи, мозаики и другие украшения.

Фасады в эпоху модерна зачастую были асимметричными, а планы зданий — не прямоугольными. Дома выглядели необычно за счет скругленных углов и текучих форм декора. Они привлекали внимание, изображениями растений и животных, а также элементами мозаики, керамической плитки и художественного металла на фасадах. В отличие от усадеб времен классицизма, ни один особняк рубежа столетий не был похож на другой.

Московский модерн не ограничивался изящными частными домами. В этом стиле возводили доходные дома, театры, гостиницы, больницы, вокзалы и даже храмы, например: гостиница «Метрополь», ЦУМ (с элементами неоготики), здание театра «Ленком» (бывший Купеческий клуб), здание Ярославского вокзала, здание Казанского вокзала (с элементами древнерусского стиля!), Покрово-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке (старообрядческая).

Но обо всём по порядку.

Отличительные черты стиля — текучие плавные линии, Отказ от прямых линий, покатость, пластичность и гибкость форм, сглаживание и скругление углов, Ассиметричность композиции (в частности, разновысотность объемов), увеличенные окна и их необычная расстановка, животные мотивы на фасадах (львы, совы), керамика, использование в декоре лилий, каштана, цветочных орнаментов.

В истории московского модерна особо выделяются два имени — Лев Кекушев и Федор Шехтель, два зодчих-титана, на чьи проекты приходится львиная доля московского наследия в этом стиле (хотя в Москве в стиле модерн работало более ста архитекторов). Также московский (и подмосковный) модерн связан с именем мецената Саввы Мамонтова, который окружил себя творческими людьми и организовал уникальную культурную площадку в Абрамцево, ставшую кузницей русского модерна. Также можно говорить о таком именно московском явлении, как пышные купеческие особняки. Многие здания, построенные в стиле модерн, признаны объектами культурного наследия. Большинство из них в Москве отреставрировано, и сегодня доходные дома и особняки можно увидеть такими, как их задумывали авторы.

Особняк Отто Листа в Глазовском переулке (дом 8) выдающийся архитектор Лев Кекушев украсил изображениями подснежников, водорослей и обитателей рек, а фасады отделал светлым мрамором и кирпичом разных оттенков. Кстати, считается, что это первый дом в стиле модерн, который построили в Москве. Он датируется 1898–1899 годами.

Еще одна известная постройка — особняк Анны Кекушевой (улица Остоженка, дом 21). Двухэтажный дом с полуподвалом и мансардой тоже построен по проекту Льва Кекушева, но уже для собственной семьи. Архитектор использовал разные объемы и украсил дом лепниной с растительным мотивом. Интересно, что после революции с крыши главного уличного фасада исчезла трехметровая скульптура льва. Ее удалось восстановить во время реставрации особняка
по архивной фотографии.

Сохранился в городе и единственный деревянный особняк в стиле модерн (точнее в стиле франко-бельгийского ар-нуво). Автором проекта дома купца Василия Носова (Электрозаводская улица, дом 12, строение 1) тоже был Лев Кекушев. Он придумал небольшой и уютный дом с круглой верандой, резными вставками и ограждениями. Внутри было центральное водяное отопление, канализация, электрическое освещение и вентиляция. Такое соединение искусства и инженерных достижений тоже характерная черта для модерна.

Дом Исакова на Пречистенке (ул. Пречистенка, 28) — одна из самых известных столичных построек в стиле модерн. Московское торгово-строительное общество выкупило под будущее здание участок со старой непритязательной усадьбой XIX века. Доходный дом предназначался для требовательной привилегированной публики, поэтому был не только оснащен передовыми техническими новшествами, но и обладал крайне экстравагантным обликом. Пластичную поверхность фасада, плавно изгибающуюся благодаря неглубоким, «вырастающим» из плоскости стены эркерам, завершает металлический, богато декорированный козырек, который играет существенную роль в силуэте не только здания, но и всей улицы. Низ сооружения облицован гранитной мозаикой. Форма окон на каждом этаже разная — то прямоугольные (на первом и четвертом этажах), то лучковые, а на пятом на их замковых камнях помещены лепные женские головки (еще одна отличительная черта модерна!).

А подпись Льва Кекушева – львиная маска. Льва он изображает на всех особняках и доходных домах! У архитектора Федора Шехтеля тоже есть авторский почерк — завиток, который можно увидеть на керамике и в декоре интерьеров МХТ, решеток особняков, которые он спроектировал, и оригинальный торшер-светильник, расположенный на парадной лестнице особняка.

По проекту Ф. Шехтеля возведен особняк на Малой Никитской (дом 6/2, строение 5) для банкира и фабриканта Степана Рябушинского. На фризе дома — ирисы и орхидеи на фоне голубого неба, в гостиной — панно с хризантемами, а окна вестибюля украшены витражами в виде крыла бабочки. Но самым впечатляющим украшением этого двухэтажного особняка стала 12-метровая парадная лестница в виде волны. В этом особняке последние годы жизни провел Максим Горький, а позже здесь открылся музей, посвященный писателю (Музей-квартира Горького открыт для посещения по средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 11.00 до 17.30).

В Кропоткинском переулке (дом 13) можно увидеть еще один особняк авторства Федора Шехтеля. Это дом Александры Дерожинской, владелицы текстильного предприятия. Первое, что видят прохожие, — огромное арочное окно практически во всю высоту особняка. Фасады украшены керамической плиткой и лепниной в виде цветочных композиций и гирлянд. Внутри не менее впечатляющий интерьер: обои, настенные панели, витражи, люстры и даже дверные ручки были сделаны по рисункам архитектора. Деревянная парадная лестница также украшена фирменным светильником. Кстати, дом отличался и своими технологиями. Здесь работала система парового отопления, вытяжная вентиляция, канализация, а также были проведены водопровод, электричество и телефонная связь.

Посмотреть на архитектуру модерна можно и на Комсомольской площади. Ярославский вокзал построили по проекту архитектора Романа Кузьмина, а затем перестроили по задумке Федора Шехтеля. Последний вдохновился павильоном Русского Севера на Нижегородской ярмарке, созданного по эскизам художника Константина Коровина. Сейчас москвичи и гости столицы видят вокзал, украшенный башнями и растительным узором, барельефами и панно с геометрическим декором. Мосгорнаследие утвердило предмет охраны Ярославского вокзала. Эксперты описали внешний вид здания и перечислили все элементы, представляющие особую ценность, в том числе оформление главного входа, шатровые крыши, керамический фриз с растительным узором бирюзового цвета на фасаде и майоликовые панно.

К модерну относится также здание Казанского вокзала. В 1911 году Собрание акционеров общества Московско-Казанской железной дороги объявило закрытый архитектурный конкурс, в котором приняли
участие многие зодчие — в том числе Федор Шехтель и Алексей Щусев (чья самая известная работа – Мавзолей Ленина).

Шехтель планировал связать воедино архитектуру будущего Казанского вокзала и уже построенного к тому моменту Ярославского. Так, в его проекте Казанский вокзал представлял собой выстроенные в ряд объемы разного размера. Центром композиции должна была стать высокая часовая башня. Для художественного оформления архитектор выбрал мотивы древнерусской архитектуры, совмещенные с формами модерна. Однако в конкурсе одержал победу проект Алексея Щусева. Композиционно проекты Шехтеля и Щусева очень похожи. Щусев также сделал центром своего здания высокую башню, которая копирует казанскую Башню Сююмбике, а вокзал организовал в виде будто бы разных построек, примыкающих вплотную друг к другу. Фасады архитектор оформил в духе средневековой московской архитектуры: выбрал светлую облицовку для стен, добавил килевидные кокошники на часовой башне и наличниках окон. Так Щусеву удалось визуально соединить в вокзале Москву и Казань, что было одним из условий архитектурного конкурса. Проект Щусева приняли в 1913 году, но строительство надолго затянулось. Казанский вокзал закончили возводить только к 1940 году.

Хорошего дня, друзья! Не забудьте сегодня вечером включить телеканал WIF-TV, вас ждут, как всегда по воскресениям, Егор Туисов и Даша Лукьянова в выпуске подкаста #элеМИЛИТАРщИна. Сегодня поговорим о стратегии и тактике. До встречи в эфире в 20.00 по московскому времени.

wifmedia #wifmorning #wifholiday #утронаwif #осеньсwif