#wifmorning: »Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!»

wif_spring

Доброе утро, дорогие!

В воскресный день самое время поговорить о чем-то приятном, и сегодня это будет джаз! Из нашего обзора вы узнаете об истории этого музыкального направления.

Джазовое звучание проникло в Россию из Европы в 1920‑е годы, постепенно замещая активно осуждаемую в те годы классическую музыку, оперу и балет. Большинство советских музыкантов впервые услышали джаз во Франции. Один из первых джазовых ансамблей начала столетия — Jazz Kings под руководством Луиса Митчелла — успешно гастролировал по Европе, собирая множество слушателей на выступлениях.

Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!

В начале XX века советский джаз развивался в агрессивной среде. Зачастую его рассматривали как буржуазную угрозу, в том числе из-за аналогичных движений в Европе и Америке. К музыке скептически относились представители белой буржуазной молодёжи. Белую элиту сильно беспокоило увлечение молодёжи новым музыкальным и танцевальным течением, а потому создавались целые фонды борьбы с джазовыми танцами, среди спонсоров которых были в том числе Генри Форд и Томас Эдисон. В книге «Международное еврейство» (1920−1922) Форд пишет:

«Многие люди задавались вопросом, где источник этой музыкальной слякоти, следы которой оказываются в приличных домах и заставляют молодых людей нашего времени подражать этой глупой чуши? Популярная музыка — это еврейская монополия. Джаз — еврейское творение. Месиво, грязь, хитрый обман и распутная чувственность скользящих нот, всё это — еврейского происхождения».

Именно тогда зарождается история советского джаза. В июле 1921 года на одном из парижских представлений Jazz Kings присутствовал Валентин Парнах. В англо-русских словарях 1920‑х годов «джаз-банд» переводится как «негритянский шумовой оркестр».

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 году поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и назывался «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Официальный день рождения советского джаза — 1 октября 1922 года — ознаменовался первым выступлением джаз-банда Валентина Парнаха в Большом зале Государственного института театрального искусства. Но действительно серьёзный отклик получил второй, декабрьский концерт в Доме печати. После лекции «Об эксцентрическом искусстве» и чтения стихов о джазе Парнах представил танцевальные номера собственного сочинения. В конце представление подошло к исполнению джазовых мелодий, что вызвало очень бурную реакцию. За ним пришли большие оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. И вслед за музыкантами пришёл «ТЕА-джаз» легендарного Леонида Утёсова.

Последующие несколько лет Парнах успешно выступал в постановках Мейерхольда и не только. В 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве прошло представление, в котором также участвовал джаз-банд Парнаха. Печать освещала это событие как беспрецедентное, какого до сих пор не было в западных странах. Проникновение джаза в официальную жизнь государства стало действительно историческим событием.

Одной из советских организаций, повсеместно критикующих джазовую музыку и новые танцевальные мотивы, была РАПМ — Российская ассоциация пролетарских музыкантов. В 1920‑х годах гонениям от РАПМ подвергались опера, балет и симфонии, как главные культурные символы ненавистной буржуазии. Это объединение постаралось максимально отдалить себя от общих настроений и вкусов, постоянно продвигая «пролетарскую» музыкальную повестку. Тем не менее во многом их критика была обоснована, так как развлекательные мотивы в ресторанах и прочих увеселительных заведениях действительно не отличались высоким качеством, а путаница по поводу «джаза» до сих пор не была разрешена.

В начале 1926 года концертное общество «Российская филармония» заключило гастрольный контракт с уже очень известным по всей Европе ансамблем Jazz Kings. Они активно давали концерты в Москве на протяжении нескольких месяцев, после посетили Харьков, Киев, Одессу и другие города. Реакция была ошеломительной. Выступления продлевались из-за невероятного успеха, а критика была в полном восторге.

В 1932 году выходит постановление правительства «О перестройке художественных организаций», под которое попадает и РАПМ, что впоследствии серьёзно ослабило давление на только начавшие становиться на ноги профессиональные и эстрадные коллективы музыкантов.

В массовом советском сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Весёлые ребята» (1934, первоначальное название «Джаз-комедия») была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), который был основан на миксте музыки и театра, оперетты, то есть, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. За свою карьеру Утёсов не раз сталкивался с нападками критиков, которые не желали принимать его творчество и манеру исполнения. На все замечания Леонид Осипович отвечал: «Я пою не голосом — я пою сердцем».

Постепенное профессиональное развитие музыкальной и театральной части джаза в дальнейшем выросло в его размежевание на коммерческую и академическую музыку. Большое количество шумовых оркестров не ушло. Волна джаза, захлестнувшая советское пространство после «пуританских» лет, спадала долгие годы, но окончательно она никуда не исчезла, несмотря на цензуру и жёсткий контроль за культурой.

Советский джаз был многофункционален: отечественная массовая песня, кинематограф, театральные постановки — буквально везде чувствуется его влияние. Лучшие джазовые коллективы собирались именно из пионеров течения, учившихся по пластинкам и радио. Новое звучание постепенно развивалось, вбирая в себя опыт фольклорной и классической музыки, окончательно оформившись в самостоятельный жанр к началу 1940‑х годов.

Олег Леонидович Лундстрем возглавил крупнейший в Советском Союзе джазовый оркестр, который существует уже более 80 лет. Старейший биг-бенд был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Будущий джазмен начал заниматься музыкой ещё в детстве, сосредоточив свой интерес на скрипке. В 1934 году музыкант основал свой оркестр в городе Харбине (Китай). На его создание вдохновила пластинка Дюка Эллингтона, которую он нашел в местном магазине.

В 1935 году оркестр переезжает в Шанхай, где приобретает большую популярность благодаря выступлениям в престижных отелях и ресторанах. В репертуаре Лундстрема были не только американские стандарты, но и аранжировки на русские песни, например, «Песенка о Капитане» Дунаевского, «Катюша» Блантера, «Чужиe гoрoдa» Вертинского.

В 1947 году музыканты возвращаются на родину, обосновавшись в Казани. 1 октября 1956 года состоялось официальное рождение оркестра. Министр культуры РСФСР подписал приказ о его создании. Следующие 50 лет Оркестр гастролировал по более чем 300 городам Советского Союза и за его пределами, в том числе на фестивалях в Варшаве, Праге, Вашингтоне и Санта-Барбаре.

Лундстрем руководил джазовым оркестром до конца своей жизни. В авторском багаже маэстро – симфонии, сюиты, сонаты, романсы, а также музыка к драматическим спектаклям и к кинофильмам.

В 20 лет Анатолий Кролл создал джазовый оркестр в Тульской филармонии. Тульский биг-бэнд стал настоящей «кузницей» джазовых кадров и центром притяжения молодых талантливых музыкантов со всей страны.

В 1967 году Кролл своим коллективом принял участие в первом в СССР международном джазовом фестивале в Таллине на одной сцене с американскими и европейскими джазменами.

В 90-е годы интерес к джазу падает, но снова возобновляется к началу 2000 годов в молодёжной культуре. Особо стоит отметить Московский джазовый оркестр под управлением Народного артиста России Игоря Бутмана. За годы существования Московский джазовый оркестр зарекомендовал себя как один из ведущих оркестров мира и главный катализатор развития джазового искусства в России. На протяжении 20 лет музыканты регулярно представляют нашу страну на самых престижных фестивалях Европы, Азии и Америки. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки: «Усадьба Джаз», «Триумф Джаза», «Джаз в саду Эрмитаж».

Кстати, с 10 по 14 марта 2023 года в России проходит традиционный международный фестиваль «Триумф джаза». Он состоялся уже в двадцать третий раз и в этом году объединяет три города. Мероприятия начались в Москве, а продолжатся в Санкт-Петербурге и Туле. Московские концерты проходят с 10 по 12 марта в Доме музыки.

Прекрасного вам выходного дня в ритме джаза!

wifmedia #wifmorning #утронаwif #веснасwif