#wifmorning: «Псевдорусский стиль в Москве»

#wif_autumn
Доброе утро, дорогие!

В прошлые выходные мы с вами говорили о стиле модерн в архитектуре. Его непосредственным предшественником был псевдорусский стиль, о котором мы расскажем сегодня и приведем ряд примеров (хотя некоторые из них хорошо известны не только всем москвичам или даже россиянам, а и всему миру!).

Псевдорусский стиль в Москве

Псевдорусский стиль — архитектурное течение, сформировавшееся в конце XIX — начале XX века. В те времена возрос интерес к национальной истории, культуре, что проявилось в архитектуре в использовании традиций древнерусского народного искусства и зодчества и некоторых элементов византийской архитектуры. В его основе лежат народные мотивы и традиции русского и европейского зодчества. Именно по причине множества заимствований (в первую очередь из архитектуры стран Европы) стиль получил такое название, а не стал чисто русским, основанным на национальных традициях. Есть мнение, что национальными здесь являются только творческие мотивы. Нередко он сочетался с другими архитектурными стилями, например, псевдоготикой или модерном.
Главными отличительными особенностями псевдорусского стиля являются узкие большие окна, сделанные по форме сводов, крыши, похожие на терем, так называемые пузатые колонны, фрески с использованием орнамента растительной тематики, разноцветные изразцы, а также массивные элементы ковки. Здания, выполненные в этом стиле, могли состоять из нескольких разноразмерных объектов.

Псевдорусский стиль включает в себя несколько течений.
— Русско-византийский. Возникший в 1830-х годах, данный стиль широко практиковался при строительстве религиозных христианских зданий (храм Христа Спасителя, Вознесенский собор, Большой Кремлевский дворец).
— Романтизм и славянофильство. На самом деле стиль, который появился чуть позже предыдущего, не имеет названия. Но на него повлияли перечисленные архитектурные течения. Ярким примером является Погодинская изба (адрес: Погодинская ул., 12А. Это историческое здание на Девичьем поле в Москве, построенное по проекту архитектора Николая Никитина в дар историку и коллекционеру Михаилу Погодину на средства предпринимателя Василия Кокорева. Представляет собой высокий деревянный сруб, оформленный в традициях народного деревянного зодчества.)
— Ропетовщина. Направление появляется в 1870-х годах, оно перенасыщено народной культурой и крестьянским зодчеством. Пример: Типография Мамонтова (адрес: Леонтьевский пер., 5, стр. 1. Семейная типография и одноимённое книжное издательство рода Мамонтовых, существовавшие в Москве с 1866 по 1918 г.). Именно это течение получило широкое распространение из-за пропаганды известного критика Стасова.
— Официальный. Пузатые колонны, фрески с национальным орнаментом, низкие потолки в виде сводов – все это характерные черты направления. Здесь также отдается предпочтение традициям и народному творчеству. Примеры – Верхние торговые ряды (здание ГУМа на Красной площади), здание Исторического музея.
— Неорусский. Он появляется в начале ХХ века. Архитекторы склоняются к монументальной простоте, поэтому они объединяют элементы древних памятников и традиции северного зодчества. Многие замечают сходство с модерном, яркий пример – Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве (адрес: Большая Ордынка, 34 стр. 13).
В последнее время историки отделяют неорусский стиль от псевдорусского, рассматривая его в качестве самостоятельного архитектурного течения. Но остались и те, кто их объединяет. Здания псевдорусского стиля широко распространены по всей стране, включая самые отдаленные ее регионы. Псевдорусский стиль стал визитной карточкой. Москвы.

Поскольку «начинается земля, как известно, от Кремля», мы начнем свое путешествие от него же.

Исторический музей

Архитекторы, которые строили здание Исторического музея, должны были органично вписать его в ансамбль Красной площади. Поэтому Владимир Шервуд и Анатолий Семенов обратились к стилю русской архитектуры XVII века. Авторы вдохновлялись вологодскими и ярославскими храмами, церковью Вознесения в Коломенском и соседним Кремлем: о нем напоминают башенки с четырех сторон здания и зубцы с бойницами между ними. Шатры башен украшали двуглавые орлы, лев и единорог под императорской короной. Кроме того, на фасаде присутствуют также и архитектурные детали, присущие старым православным церквям: многочисленные кокошники, луковичные закомары и шатры (причём последние явно отсылают нас к шатровому храму Василия Блаженного, расположенному прямо напротив Исторического музея). Хотя здание возводили «под старину», в строительстве использовались новейшие материалы и технические разработки — вентиляция, водопровод, современная система отопления. Над интерьерами работали известные художники — Иван Айвазовский, Виктор Васнецов, Валентин Серов. Они создали оригинальные экспозиционные залы — «Каменный век», «Ночные жертвоприношения» и другие. Любопытный факт: одно из первых зданий именно в псевдорусском стиле в Москве было построено намеренно: раньше на месте Исторического музея находилось здание Земского приказа – постройка в европейском стиле. Власти Москвы того времени хотели убрать всё европейское с главной площади города и сделать её русской.

Здание ГУМа на Красной площади

ГУМ, или бывшие Верхние Торговые ряды, построили на Красной площади по проекту Александра Померанцева в 1890–1893 годах. Здание возвели всего за четыре года, внутри него было множество технических новинок. В ГУМе работала собственная электростанция, телеграф, водопровод, а вместо крыши здесь установили стеклянные купола по проекту Владимира Шухова. При этом здание построили в традициях старинных гостиных рядов. Это был целый город с магазинами, кондитерской, кинотеатром и банком.
После революции в ГУМе размещались квартиры партийной элиты и конторы. Только в 1950-е к зданию вернулось его изначальное предназначение и оно стало Государственным универсальным магазином.

Особняк Игумнова в Москве (здание посольства Франции)
Известный промышленник Николай Игумнов заказал строительство своего нового московского особняка ярославскому архитектору Николаю Поздееву в 1888 году. Терем в псевдорусском стиле с островерхими шатрами и колоколенками построили из голландского кирпича и украсили разноцветными изразцами в духе ярославской архитектуры. Среди других декоративных деталей здания — необычные арки и колонны. Войдя внутрь особняка, гости попадали на парадную лестницу а-ля рюс, а вот интерьеры комнат оформили в европейском стиле. В советское время в здании располагался Институт мозга человека, сейчас особняк принадлежит Посольству Франции в России.

Саввинское подворье в Москве

Здание с остроконечными башенками было построено в 1907 году как подворье Саввино-Сторожевского монастыря. Его возвел архитектор Иван Кузнецов. Подворье украсили керамической плиткой, поливными изразцами и декоративными колоннами.
В адресе Саввинского подворья значится одна из самых известных московских улиц — Тверская. Однако сегодня строение расположено во дворах, хотя раньше выходило фасадами на саму улицу. В 1930-е годы его хотели снести, так как оно не вписывалось в облик новой коммунистической Москвы. Однако в 1939 году просто передвинули вглубь квартала по проекту инженера Эммануила Генделя.

Особняк Лопатиной (Большая Никитская ул., 54, стр. 1)

Особняк был построен по заказу Анны Васильевны Лопатиной, занимавшейся поставкой морепродуктов (в основном, устриц и мидий) в Москву! Для строительства дома был приглашён архитектор Александр Каминский — опытный зодчий, один из ведущих архитекторов Москвы своего времени и, кстати говоря, зять Павла Третьякова (создателя Третьяковской галереи).
Фасад особняка покрыт сплошным орнаментом, напоминающим узоры старинного ковра, с вкраплениями красочных керамических вставок. Окна первого этажа закругляются кверху, образуя арочную дугу, украшенную растительными узорами.
Особняк получился не только красивым, но и функциональным: одно здание служило предпринимательнице Лопатиной и складом и, говоря современным языком, офисом, здесь же были жилые помещения. Несмотря на то, что фасады зданий в русском стиле выглядели исторично, планировка была современной и неординарной! Даже ограда особняка Лопатиной — отдельное произведение искусства. В советское время облик особняка изменился – был надстроен третий этаж. Хотя стилистически эта надстройка вписалась практически идеально, всё же здание выглядит немного массивным, особенно учитывая ширину Большой Никитской улицы, на которой оно стоит. Сегодня в нем располагается Посольство Бразилии в Российской Федерации.

Дом-музей Виктора Васнецова (переулок Васнецова, 13,

входит в состав музейного комплекса Третьяковской галереи. Кстати, само здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке – тоже в псевдорусском стиле, да и каким еще быть музею русского искусства!).
Проект собственного дома художник Виктор Васнецов придумал сам. По рисункам его воплотил в реальность архитектор Василий Башкиров (по другим данным, Михаил Приемышев) в 1893–1894 годах. Окна здания декорированы нарядными наличниками и колоннами, фасад опоясывают поливные изразцы. Интерьеры дома также были выполнены под руководством хозяина: по его эскизам сделали печь, мебель. Васнецов жил здесь до конца своих дней, а спустя 30 лет после его смерти в здании открылся мемориальный музей.

Музей русских древностей (Биологический музей имени Тимирязева, ул. Малая Грузинская, 15)

Современный Биологический музей имени Тимирязева находится в здании бывшего Музея российских древностей. Псевдорусский терем для собрания предметов старины построили на средства известного купца и мецената Петра Щукина. Первое здание в духе краснокирпичного ярославского зодчества возвел в 1892–1893 годах архитектор Борис Фрейденберг. Нарядное строение украшали декоративные флюгеры в виде флажков и двуглавых орлов, разноцветные изразцы и скульптурное панно с изображением крылатого единорога. Когда коллекция музея увеличилась, архитектор Адольф Эрихсон возвел рядом еще одно здание — и строения соединили подземным тоннелем. Завершил архитектурный ансамбль музея одноэтажный корпус для музейного архива, построенный Федором Кольбе в 1905-м.

Погодинская изба (Погодинская ул., 12А)

Это один из старейших деревянных домов Москвы! Здание представляет собой сруб, украшенный традиционными «полотенцами» — вертикальными резными украшениями — и наличниками. Здесь Погодин хранил свои исторические реликвии, дом был так называемым «древнехранилищем». Погодинская изба стала одним из главных литературных салонов своего времени. Здесь любили бывать Николай Гоголь, Федор Тютчев и Сергей Аксаков. Погодинская изба – один из важнейших гоголевских адресов на карте столицы. Великий русский писатель был близким другом М. Погодина. Проживая в доме Михаила Петровича, Гоголь заканчивал первый том «Мертвых душ». Сохранились воспоминания, как Николай Васильевич читал главы из поэмы старухам-соседкам Погодина.

Друзья, желаем вам хороших выходных. Отдохните и зарядитесь позитивом на предстоящую неделю! Чтобы субботнее утро было ещё радостнее, телеканал WIF-TV и телелаборатория ВШКОЛЕ.ТВ подготовили для вас новый выпуск проекта #котомариус. Узнаем о том, какое кино любят ребята и отгадаем вместе с ними кинозагадку. Премьера сегодня, в 11.00 по московскому времени. Оставайтесь с нами!

#wifmedia#wifmorning#wifholiday#утронаwif#осеньсwif