#wifmorning: «Кузнецовский фарфор»

wif_spring

Доброе утро, друзья!

Страна наша в разные века славилась мастерами, умельцами и талантливыми предпринимателями. Расскажем вам историю создания известного на весь мир кузнецовского фарфора.

Кузнецовский фарфор

Кузнецовский фарфор считается одним из национальных брендов, давно получивших всемирную известность. Производить его начали в 1832 году, в местечке Дулево. В отличие от Императорского завода, который постоянно поддерживался монаршими особами, да и создавался на деньги, выделенные из казны, Кузнецовский фарфоровый завод был детищем семьи Кузнецовых — выходцев из крестьян-старообрядцев. Начав свой бизнес — а это изначально был хорошо продуманный коммерческий проект — с нуля, к XX веку родовой клан владел уже самым крупным в Российской империи и одним из лучших на европейском континенте предприятием. Годовой оборот его превышал 7 млн. рублей и давал 2/3 дохода, получаемого в целом от всего производства фарфора и фаянса России.

Один из самых известных представителей клана, как его называли газеты того времени, — «фарфоровый король» Матвей Кузнецов. Однако основал дело его прадед кузнец Яков Васильев (позже его наследники сменили фамилию по роду занятия).

Местные уважали семейство Кузнецовых за умение обращаться с лошадьми и инструментами — на этом они и сколотили свой капитал. Неизвестно, что подтолкнуло Якова на смену деятельности, но в начале 19 века он построил на берегу реки неподалёку от города Гжели небольшую производственную мануфактуру.

По одной из версий, сын Якова Терентий часто бывал на местном рынке и видел, что спрос на глиняную посуду превышает предложение. Кроме того, качество товара оставляло желать лучшего — работники торопились, не следили за сырьём, не следовали правилам изготовления, а их художественный вкус вызывал большие сомнения.

Основными покупателями были крестьяне, которые приобретали дешёвую посуду и были готовы к тому, что она из-за кривизны и дефектов будет недолговечна. Но и богатые помещики интересовались товаром, однако на рынке ничего не покупали. Именно эта ситуация и подтолкнула Якова Васильева заняться изготовлением посуды.

Открыв завод, первым делом он набрал местных мастеров из Гжели, которые уже имели опыт в изготовлении посуды и могли предложить идеи для товаров. В 1810-е годы производство было запущено. Во главе дела встали братья Терентий и Аким, которые и взяли себе фамилию Кузнецовы. На посуде стало появляться клеймо братьев.

Новая фабрика старалась отвечать запросам всех слоёв населения и изготавливать как дешёвые товары для крестьян, так и более дорогие для помещиков. Однако в Гжели была высокая конкуренция, и братья решили переехать во Владимирскую область, куда и перевезли своё основное производство.

Занимаясь изготовлением посуды, Кузнецовы придерживались принципа, что нельзя экономить на сырье, материал должен быть дорогим. А вот дрова, которых требовалось немало для обжига, должны быть дешёвыми. Также необязательно сотрудничать только с мастерами из Гжели, которые дорого обходились заводу.

Немало средств было вложено в развитие нового производства, только количество работников было доведено до 400 человек. Но всё это время Кузнецов подыскивал новую площадку для строительства мануфактуры. Вскоре он такую нашёл — пустошь Дулёво, где и был открыт знаменитый Дулёвский завод.

В 1859 году на производстве трудилось 860 рабочих, которые выпускали товаров на 90 тысяч рублей, в 1884 году эта сумма возросла до полумиллиона рублей, которые зарабатывали для Кузнецова уже 1100 мастеров. В начале 20 века Дулёвский завод содержал почти 2,5 тысячи сотрудников, которые в год изготавливали товаров на сумму до 1,7 млн рублей.

Как и просчитывал Кузнецов, в Дулёве были дешёвые дрова, много безработного населения, готового трудиться за умеренную плату, и большие площади. Опытные мастера из Гжели довольно быстро обучили новеньких основам производства.

Секретом роста производительности стало разделение труда, которое впервые было применено именно на Дулёвском заводе. Кузнецов ввёл специализированные цеха — формовки, обжига, живописный цех, сортировочный и складской. Это привело к росту не только количества, но и качества продукции. В дальнейшем этот принцип был введён на всех производствах Кузнецовых.

Следующей вехой в строительстве фарфоровой империи стало открытие нового производства в Риге. Сын Терентия Сидор выбрал это место неслучайно, а из-за возможности возить товар по морю в разные страны. Так в 1843 году появился рижский филиал производства Кузнецовых, специализировавшийся на выпуске столовой и чайной посуды.

После смерти отца Матвей унаследовал фабрики Кузнецовых, однако тогда он был ещё несовершеннолетним, поэтому на первых порах в управлении ему помогали мужья старших сестёр.

Интересно, что основной стратегией нового начальника стало поглощение фаянсовых и фарфоровых производств в России. На тот момент многие фабрики пришли в запущение, и их действительно можно было приобрести за бесценок, на это Кузнецов и сделал основную ставку.

Важнейшем шагом на пути к монополии стала покупка в 1870 году фаянсового завода Ауэрбаха, одного из лучших в России. Аптекарь из Богемии Бриннер основал знаменитое производство в начале 19 века, а в 1810 году продал завод провизору Ауэрбаху, который перевёл его в Тверскую область в село Кузнецово (Конаково).

Под новым руководством всего через два года на заказ был выполнен сервиз для великой княжны Екатерины Павловны. Товары Ауэрбаха ценились за ручную роспись, тонкость и изящество. Поэтому нередко покупателями продукции становились высшие российские чины.

Но к концу 19 века из-за высокой конкуренции (в том числе с Кузнецовым) и неправильного управления хозяева фабрики были вынуждены выставить завод на продажу. В таком состоянии его и приобрёл Матвей Кузнецов, который вместе с уникальными мастерами и опытом получил и возможность размещать на продукции герб России, что всегда привлекало дополнительных покупателей.

Несмотря на все прошлые заслуги фабрики, после покупки Кузнецов провёл полную реорганизацию и переоборудование. Были введены паровые машины, запущены паровые котлы. Производство было переименовано в «Товарищество Кузнецова в Твери». А в 1885 году помимо фаянса на фабрике стали выпускать фарфоровые изделия.

Новое предприятие славилось чайными и кофейными сервизами, а также различными эксклюзивными изделиями, выпущенными на заказ. Из более дешёвого фаянса производились столовые сервизы, сахарницы, блюда и многое другое.

Также Кузнецов развивал и социальную инфраструктуру вокруг производства — в селе появились дома для рабочих, магазины. Недалеко была выстроена начальная школа для детей рабочих и библиотека. Кроме того, был построен ботанический сад с экзотическими деревьями, привезёнными со всей России и из-за рубежа. Это было оригинально и красиво и всегда привлекало внимание.

В конце 19 века мечта Матвея Кузнецова осуществилась — он объединил восемнадцать собственных предприятий, в том числе восемь фарфоровых и фаянсовых фабрик, создав «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий». Все товары маркировались единой отметкой «Товарищество М.С. Кузнецова».

Он стал крупнейшим поставщиком не только в России (две трети всего производства в отрасли), но и во всём мире. Это стало новой эрой в развитии керамики в стране. Только две фабрики в Дулёве и Кузнецове в 1879 году принесли их владельцу 825 тысяч рублей. Самым доходным в фарфоровом бизнесе оставалось рижское производство. Поэтому суммарный доход, по подсчётам экспертов, превосходил один миллион рублей.

В 1892 году Кузнецов выкупил фабрику у наследницы Гарднера за 238 тысяч рублей. За дополнительные пять тысяч он приобрёл все фабричные модели, образцы и рисунки, которыми пользовались мастера на производстве.

Как и в случае в заводом Ауэрбаха, новый владелец получил право размещать фирменный знак Гарднера, все его награды и медали на продукции и вывесках. Кроме того, новый владелец приобрёл базу заказчиков, среди которых было немало аристократических семей, пользовавшихся услугами завода с момента основания в 1766 году. В новых руках ассортимент фабрики практически не изменился.

Единственным конкурентом Кузнецова оставался Императорский фарфоровый завод. Магнат даже попытался переманить к себе петербургских мастеров. Но стиль народных умельцев, которым славилось товарищество, и высокая классика оказались несовместимы — каждый остался при своей доле рынка.

В начале 20 века Матвей Кузнецов имел 15 постоянных торговых точек в России и несколько площадок в Персии, Турции и на Балканах. Для каждого региона он производил товар, востребованный на этом рынке. Например, для восточной доли покупателей товарищество изготавливало (помимо традиционных чайников и чашек с восточным орнаментом) пиалы, кальяны, блюда для плова и многое другое.

Товары Кузнецова вытесняли азиатских производителей на европейских рынках. Благодаря глине высшего качества и специальной обработке продукция Дулёвского завода считалась одной из лучших в Европе. Кроме посуды, фабрика специализировалась на выпуске фигурок.

В качестве признания заслуг Кузнецов получил от императорского двора право использовать символ государства — двуглавого орла. Как лучший в своей отрасли, он имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Магнат был награждён орденом Бухарской звезды, французского Кавалерского Креста и орденом Почётного легиона. Он был гласным Московской городской думы, выборным Московского биржевого общества, членом многих благотворительных учреждений.

Как и всякий миллионер, Кузнецов хотел жить красиво — он попросил архитектора Шехтеля возвести свой личный особняк на Первой Мещанской улице в Москве. А в начале 20 века по его проекту был построен конторский дом на Мясницкой. Но тратил он не только на себя. На его деньги были построены пять больниц и пять училищ, три церкви, открыто несколько столовых для бедных, родильные дома.

Отличного вам дня, друзья! Будет время — посетите музей в Ликино-Дулево.

wifmedia #wifevening #wifpoem #вечернаwif #веснасwif