#wifevening «Блюз – это когда хорошему человеку плохо, а джаз – когда хорошему человеку хорошо»


Доброго, летнего вечера, друзья!

Что такое джаз? Это волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его с каким-либо иным жанром невозможно даже новичку.

Блюз – это когда хорошему человеку плохо, а джаз – когда хорошему человеку хорошо.

Джаз (англ. Jazz)– это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки. Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.
Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза. Знаковый день — 26 февраля 1917 года — тогда в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после — за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету. В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название «свинг». Для свинга характерно появление нового типа оркестра — биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

История отечественного джаза. Как всё начиналось?

История советского джаза начинается в начале 20-х годов, точ нее с 1922 года, когда в Москве был организован первый советский джаз-ансамбль, или, как это тогда называлось, «джаз-банд». 1 октября 1922 года вернувшийся в Москву из Парижа после восьми лет эмиграции поэт, переводчик, музыкант и танцор Валентин Парнах устраивает концерт «Первого республиканского джаз-банда». Валентин Парнах жил во Франции с 1910‑х годов, активно занимаясь там поэзией. Октябрьские события на родине он воспринял с воодушевлением, небеспочвенно ожидая масштабные культурные изменения в послереволюционной стране. Сам Парнах ни на чём играть не умел, но тщательно прорепетировал с полными энтузиазма московскими музыкантами музыку, подобную той, что звучала на привезённых им из Парижа американских граммофонных пластинках. В Европе он так же закупил все необходимое – банджо, саксофон, ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин и всевозможные диковинные шумовые инструменты.
Официальный день рождения советского джаза — 1 октября 1922 года — ознаменовался первым выступлением «джаз-банда» Валентина Парнаха в Большом зале Государственного института театрального искусства. Но действительно серьёзный отклик получил второй, декабрьский концерт в Доме печати. После лекции «Об эксцентрическом искусстве» и чтения стихов о джазе Парнах представил танцевальные номера собственного сочинения. В конце представление подошло к исполнению джазовых мелодий, что вызвало очень бурную реакцию. Парнах принимал участие в концерте как танцор, создав впечатляющие пластические образы. Незадолго до концерта Валентин Парнах опубликовал несколько статей о джазе и, фактически, оказался первым, кто привлек к нему общественное внимание.

Создание в 1927 году оркестра
«Ама-джаз» под управлением Александра Цфасмана в Москве положило начало профессиональному джазу в СССР. В марте 1929 года состоялась премьера «Теа-джаза», органи зованного актером Ленинградского Театра Сатиры Леонидом Уте совым и трубачом Яковом Скоморовским. Творческая дружба с Исааком Дунаевским принесла оркестру знаменитые джазовые «рапсодии» – обработки русских, украинских и еврейских песен, которые прижились и на экране, и в жизни. В 1938 году в Москве создается Государственный джаз-оркестр под руководством художествен ного руководителя М. Блантера и главного дирижера В. Кнушевиц кого. Тогда же был организован и оркестр Всесоюзного радиоко митета, которым вначале руководил А. Варламов, а затем А. Цфас ман. Советская джазовая музыка стала регулярно звучать по ра дио. В 1940 году аналогичный коллектив создается Н. Минхом на Ленинградском радио.
Большую роль в консолидации творческих сил вокруг жанра в 50-е годы сыграли программы танцевальной музыки, которые соз давались на Всесоюзном радио. Советский джаз был многофункционален: отечественная массовая песня, кинематограф, театральные постановки — буквально везде чувствуется его влияние. Лучшие джазовые коллективы собирались именно из пионеров течения, учившихся по пластинкам и радио. Новое звучание постепенно развивалось, вбирая в себя опыт фольклорной и классической музыки, окончательно оформившись в самостоятельный жанр к началу 1940‑х годов.

Период «хрущевской оттепели» дал рождение новому поколению советских джазменов. Прошедший летом 1957 года в Москве VI Всемирный фестиваль молодежи дал рождение новому поколению советских джазменов. Советский джаз вышел на европейскую арену. В 1962 году советские джазмены впервые выезжают на зарубежный джазовый фестиваль – «Jazz Jamboreee» в Варшаве. В историю вошел II Московский фестиваль джаза 1965 года, по итогам которого всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила сборник лучших музыкальных номеров фестиваля.

Бурное развитие российской джазовой сцены началось в конце 1990-х годах. Новые поколения джазовых музыкантов воспитывает обширная система специализированного джазового образования, в которую входят эстрадно-джазовые отделения детских музыкальных школ и детских школ искусств, несколько десятков средних специальных учебных заведений (музыкальных училищ и училищ искусств) по всей стране, а также несколько джазовых кафедр в высших учебных заведениях — прежде всего в Российской Академии музыки им. Гнесиных (Москва) и Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова (Ростов-на-Дону).

«В этом году мы празднуем 100 лет российского джаза и реализуем самый масштабный проект за всю историю отечественного джаза — Московский джазовый фестиваль. Специально для выступления на фестивале мы организуем приезд в столицу 100 лучших молодежных джазовых коллективов — победителей конкурса со всей России», — отметил народный артист России Игорь Бутман. С 13 по 19 июня в Москве проходит самый масштабный джазовый фестиваль за всю историю российского джаза! Впервые на протяжении семи дней подряд на семи городских площадках выступают более 700 артистов из России и стран зарубежья. В эти дни гости ВДНХ могут услышать лучшую джазовую музыку от 30 ведущих коллективов и исполнителей. Также на этой неделе джаз будет звучать в Зеленом театре и оранжерее павильона №14.

Джазового вам настроения и хорошего вечера, друзья! До завтра!

wifmedia #wifevening #вечернаwif #летосwif#этоинтересно #вечер #какпровестивечер #лето